ФОП ДО

Нормативные и методические документы по внедрению ФОП ДО

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

  • обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
  • создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
  • создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Федеральная программа позволит объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

В тексте программы разработчики уточнили, что ФОП вместе с ФГОС ДО станет основой для разработки и утверждения образовательных программ в детских садах.


Документы

Материалы для ознакомления:

Методические рекомендации

Памятка. Что рассказать родителям о внедрении ФОП ДО

Что такое ФОП ФОП (или ФООП) ДО – федеральная образовательная программа дошкольного образования
Какая цель у внедрения ФОП ·         Организовать обучение и воспитание дошкольника как гражданина Российской Федерации, формировать основы его гражданской и культурной идентичности доступными по возрасту средствами;

·         создать единое ядро содержания дошкольного образования;

·         создать единое федеральное образовательное пространство воспитания и обучения детей, которое обеспечит и ребенку, и родителям равные, качественные условия дошкольного образования, вне зависимости от места проживания

Что входит в ФОП Учебно-методическая документация:

·         федеральная рабочая программа воспитания;

·         федеральный календарный план воспитательной работы;

·         примерный режим и распорядок дня групп.

Единые для Российской Федерации базовые объем и содержание дошкольного образования, планируемые результаты освоения образовательной программы

Что будет обязательным для всех детских садов ФОП ДО определяет объем, содержание, планируемые результаты обязательной части образовательной программы дошкольного образования, которую реализует детский сад. Обязательной к выполнению станет и федеральная рабочая программа воспитания, и федеральный календарный план воспитательной работы
Как будут применять ФОП ФОП станет основой для разработки образовательной программы детского сада. Детские сады сохраняют право разработки собственных образовательных программ, но их содержание и планируемые результаты должны быть не ниже, чем в ФОП
Переход на ФОП запланирован к 1 сентября 2023 года

 

Вебинары: 

На сайте и в социальных сетях предоставлена информация для родителей о содержании и внедрении ФОП и ФАОП ДО в виде инфографики, памяток, презентаций  посмотреть


 

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» дошкольные образовательные учреждения начнут работать по новой федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – ФАОП ДО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель ФАОП ДО – обеспечить условия для дошкольного образования, которые определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.

Что такое ФАОП ДО?


Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (гл.2 п.10.1 ФАОП ДО )

Особенности ФАОП ДО

Имеет статус нормативного документа;
Разработана в соответствии с ФГОС ДО;
Является обязательной к исполнению
Направлена на создание единого ядра содержания дошкольного образования для детей с ОВЗ ориентированного на их приобщение к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского общества;
Определяет единые для РФ базовые: объем содержания и планируемые результаты освоения АОП в соответствии с нозологической группой
Обеспечивает создание единого образовательного пространства воспитания и обучения детей с ОВЗ до поступления в школу обеспечивающего ребенку и его родителям равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания

Основные изменения в ФАОП дошкольного образования

Развитие духовно-нравственной сферы
ФАОП дошкольного образования 2023 предусматривает укрепление воспитательной работы в сфере развития духовно-нравственных качеств детей. Ребенок должен быть сформирован как личность с высокими моральными принципами и чувством ответственности. Изучение культурных традиций и национальных обычаев России для формирования у детей национальной и культурной идентичности.

Развитие когнитивных навыков

Планируется укрепление методов обучения, направленных на развитие когнитивных функций и качеств детей, таких как восприятие, мышление, внимание. Внедрение игровых упражнений и практических заданий, стимулирующих развитие мышления и воображения в процессе обучения. Развитие коммуникативной компетенции детей через обучение языку и культуре речи.

Развитие физической активности

Одним из важнейших пунктов ФАОП является развитие здорового образа жизни и физической активности детей дошкольного возраста. Внедрение в занятия элементов физической культуры и спорта, что помогает формированию представлений о здоровом образе жизни. Сокращение времени, проводимого за компьютером, и увеличение времени детей, проводимого в играх и активных развлечениях.
Новые требования к детским садам и педагогам

Увеличение продолжительности обучения

Одним из основных нововведений, предложенных в ФАОП дошкольного образования 2023 года, является увеличение продолжительности обучения в детских садах. Теперь педагоги должны обучать малышей не менее 400 часов в год. Это решение связано со всё более быстро меняющимся миром, когда детям необходимо знать гораздо больше, чем раньше, чтобы успешно адаптироваться в обществе.

Внедрение инновационных методик

Методы, которые использовались ранее, должны быть переосмыслены и модернизированы под требования современности. Педагоги должны использовать новейшие педагогические технологии, помогающие детям учиться более эффективно и увлекательно.

Повышение квалификации педагогов

Для того, чтобы работа в детском саду стала более профессиональной, педагоги должны проходить повышение квалификации не менее 1 раза в 3 года. Это правило было введено с целью, чтобы педагоги всегда имели свежие знания и могли лучше удовлетворять потребности детей в обучении и развитии. Дополнительное обучение будет рассмотрено, как преимущество при трудоустройстве педагога.

Индивидуальный подход к детям

Согласно новым требованиям ФАОП дошкольного образования 2023 года, каждый ребенок должен получать индивидуальный подход к обучению и развитию. Педагоги не могут использовать общие стандарты для всех детей. Наоборот, они должны учитывать индивидуальные потребности ребенка, создавать индивидуальные программы развития и обеспечивать эффективное обучение каждого.
Возможности для развития ребенка в рамках новых требований
В связи с введением новых требований в ФАОП дошкольного образования 2023, развитие ребенка теперь станет более системным и целенаправленным. Воспитатели и педагоги будут ставить перед собой задачу не только обучить ребенка разным навыкам, но и сформировать у него определенные качества, которые позволят ему успешно адаптироваться в будущем обществе.
Одной из главных возможностей для развития ребенка в новой системе является большое внимание, уделенное развитию коммуникативных навыков. Ребенок должен не только уметь говорить, но и слушать, понимать и адекватно реагировать на социальные ситуации. В рамках новых требований будет проводиться более активная работа по развитию эмоционального интеллекта у детей.
Кроме того, в новой системе уделяется большое внимание развитию творческих и познавательных способностей ребенка. В том числе, детям будут предоставлены возможности для экспериментирования, изучения окружающего мира и развития логического мышления.
В целом, новые требования ФАОП дошкольного образования 2023 предоставляют больше возможностей для системного и комплексного развития ребенка. Дети получат необходимые инструменты для научения учиться, а также для успешной социальной адаптации в будущем обществе.